Воровство зависимых. Мнение психолога

Наверное, каждый встречал в своей жизни человека – «тихоню», о котором говорят «сам в себе»: тихонько делает свое дело, не высказывает эмоций, помалкивает. Не знаешь, что у него на уме, чего от него можно ожидать, можно ли на него положиться… 
 
Внешность человека обманчива. Спокойный вид не означает, что внутри не бушует море страстей. За внешним спокойствием могут скрываться мощная энергетика, таланты, вулкан идей и, порой, самые непредсказуемые поступки…
 
Как Вы думаете, что общего у наркомана и человека, который ведет якобы правильный образ жизни, всегда опрятен, умен и интересен, но в один прекрасный день он решается на ВОРОВСТВО. Да – да, именно на воровство, которое измеряется не 10 рублями, которые по ошибке дали на сдачу в магазине, и он решил их оставить себе, а на кражу, которая умышлена и несет за собой определенные плачевные последствия. 
 
На первый взгляд не может быть ничего общего, но если посмотреть глубже, то мы имеет дело с такой же зависимостью, которая порабощает и лишает воли, которая уводит от реальности и меняет самоощущение, зависимостью, которая прогрессирует день за днем и становиться хронической…
 
Поведенческая зависимость в виде немотивированного воровства может сформироваться уже к 12-13 годам, а родители воспринимают эти новые наклонности как «гром среди ясного неба», когда дети начинают у папы, мамы или у дедушки с бабушкой воровать деньги. К условиям формирования немотивированного воровства можно добавить тот факт, что часто детям не хватает внимания. 
 
В психиатрии есть такой термин: «негативный нарциссизм» (ребенок делает все, чтобы получить неминуемое наказание и через это — внимание к себе). В жизни ребенка все больше и больше появляется «обезвоживание» — от недостатка любви, внимания, ласки, признания, принятия. Они переносят свой «голод по чувствам» на материальный мир и знаки своей значимости: одежду, вещи, еду (особенно сладости), игрушки и т. д. Они знают, что воровать — это нехорошо, но пытаются восполнить дефицит положительных чувств негативным эквивалентом эмоций (осознание своего проступка порождает чувство вины, обиды, страха перед наказанием, желание отомстить родителям за свой «эмоциональный голод» и привлечь внимание к себе). 
 
Когда идут на кражу — все равно ребенок это или взрослый, — всегда есть риск быть пойманным на месте преступления или вскоре после него. Невольно возникает состояние ожидания, тревоги и страха на фоне выделения большого количества адреналина. Эта смесь эмоций и пика физиологического состояния (выброс адреналина) и составляет основу поведенческой зависимости, к тому же эта зависимость возникает на притяжении диаметрально противоположных эмоциональных зарядов: боязнь быть наказанным за кражу (негатив) — с одной стороны, и подсознательное стремление к риску (позитив) — с другой. И эта смесь адреналина с эмоциями страха, тревоги, ожидания начинает работать как наркотик, создает своего рода «кайф», который хочется испытывать снова и снова.
 
В данной ситуации важно понимать следующее:
- Эти мотивы обычно не осознаются, но хорошо ощущаются как навязчивое влечение.
- Авторитарные и директивные методы усиливают тревогу и напряжение, включается парадоксальная реакция, и влечение от этого только усиливается.
- Любая борьба, запреты, моральные увещевания только осложняют ситуацию.
- Очень важно выстраивать здоровую альтернативу отношений: настроиться на совместный поиск решения какой-либо проблемы, набраться терпения в выстраивании партнерских отношений, научиться строить доверительные отношения, где всегда бы оставалось место для понимания точки зрения друг друга.